Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов Россиидля 5-6 классов составлена на основе: Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказомМинистерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программой курса Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс Основной образовательной программы основного общего образования. Реализация рабочей программы основана на использовании УМКМ.Т. Студеникина, обеспечивающего обучение курсу ОДНКНР в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляет учебник для 5 класса, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации: « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021г.(ФГОС.Инновационная школа). Устава МКОУ Большеверейской СОШ. Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Задачи курса: расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры; •развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры. 3 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5-6 классах. Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии. героев. Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ см. Нечаевка на изучение предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе отводится 34 ч. (1 ч в неделю),в 6 классе отводится 34 ч. (1 ч в неделю) 2.Содержание учебного предмета. Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственнаякультуры. Гражданин России. Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство. Порядочность. Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.Совесть. Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы. Доверие и доверчивость. Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации. Милосердие и сострадание. Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе. Правда и ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь. Традиции воспитания. Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков. Честь и достоинство. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. 4 Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. Терпимость и терпение. Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость. Мужество. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Равнодушие и жестокость. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела. Самовоспитание. Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка. Учись учиться. Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии. Речевой этикет. Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Мои права и обязанности. Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защита проектов. Обобщение курса.Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики. Характеристика и цели предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно -нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному 5 саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества. В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовнонравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человек его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог сдругим людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному 6 самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;формирование представлений об основах светской этики;понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты: К концу обучения обучающиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться: Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с текстами на нравственно-этические темы. 7 №п/п Тема Тематическое планирование 5 -6 класс Кол-во Воспитательный потенциал часов 1 Введение в предмет 1 Формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; 2 Гражданин России 1 Формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; 3 Государственные символы России 1 4 Порядочность 1 5 Совесть 1 6 Ответственность за свои дела 1 7 Доверие и доверчивость 1 8 Милосердие и сострадание 1 9 Милосердие в блокадном Ленинграде 1 10 Правда и ложь 1 Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; Формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие Кол-во проект ов 8 11 Традиции воспитания 1 12 Воспитание дворян 1 13 Честь и достоинство 1 14 Честь и достоинство Александра Невского 1 15 Терпимость и терпение 1 16 Дети разных народов 1 17 Столовый этикет 1 18 Повторение и обобщение изученного 1 19 Мужество 1 20 Мужество современников наших 1 современного мира; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; Воспитание навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных 1 1 9 21 Равнодушие и жестокость 1 22 Я люблю тебя жизнь 1 23 Этикет посещения массовых мероприятий 1 24 Самовоспитание 1 25 Учись учиться 1 26 Коллективизм и справедливость 1 27 «Фруктовый этикет 1 28 Речевой этикет 1 29 День вежливости 1 30 Мои права и обязанности 1 социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; Воспитание доверия и уважения к представителям разных 10 31 Устав школы 1 32 Этикет народов мира 1 33 Защита проектов 1 34 Итоговый урок 1 Итого 34 народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; Воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; 1 3 11 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов Календарно – тематическое планирование 34ч. №п/п Тема Кол-во Дата проведения Примечание часов по плану 1 Введение в предмет 1 2 Гражданин России 1 3 Гражданин России 1 4 Порядочность 1 5 Совесть 1 6 Ответственность за свои дела 1 7 Доверие и доверчивость 1 8 Милосердие и сострадание 1 9 Милосердие в блокадном Ленинграде 1 10 Правда и ложь 1 11 Традиции воспитания 1 12 Воспитание дворян 1 13 Честь и достоинство 1 14 Честь и достоинство Александра 1 по факту Невского 15 Терпимость и терпение 1 16 Дети разных народов 1 17 Столовый этикет 1 18 Повторение и обобщение изученного 1 19 Мужество 1 20 Мужество наших современников 1 21 Равнодушие и жестокость 1 22 Я люблю тебя жизнь 1 23 Этикет посещения массовых 1 мероприятий 24 Самовоспитание 1 12 25 Учись учиться 1 26 Коллективизм и справедливость 1 27 «Фруктовый этикет 1 28 Речевой этикет 1 29 День вежливости 1 30 Мои права и обязанности 1 31 Устав школы 1 32 Этикет народов мира 1 33 Защита проектов. 2 34 Итоговый урок 13