Основы педагогики 11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Нечаевка
Мокшанского района Пензенской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модульного курса
«Основы педагогики»
для 11 класса
(на один год изучения)

Разработана учителем Панфиловой И.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы педагогики» для учащихся 11 класса
составлена основе программы И.В. Гордиенко «Основы педагогики» и авторских
учебников по педагогике и психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А.
Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щурковой и др.).
Предлагаемый элективный курс «Основы педагогики» предполагает активизацию у
старшеклассников
процесса
личностного,
жизненного
и
профессионального
самоопределения раскрывает основные направления деятельности учителя.
Актуальность программы в том, что программа элективного курса имеет
профильную (гуманитарную) и профориентационную направленность.
На уроках и практических занятиях необходимо показать старшеклассникам не
только особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского
общества. Устанавливая межпредметные связи, необходимо показать, как помогают
полученные гуманитарные знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде
при выборе профессии типа «человек- человек». Изучив данный курс, учащиеся должны
сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с
взаимодействием между людьми.
Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и
диагностированием склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с
учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе,
рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники,
выбравшие профессию педагога приобретут опыт в работе с информацией, печатными
источниками, опыт публичных выступлений. Каждый учащийся, изучивший данный курс,
должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он
готов работать в будущем в сфере «человек- человек», какие знания ему будут
необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит. Изучение курса завершается
занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть
творческий потенциал ученика.
Программой предлагается проведение диспута, защита рефератов (проектов),
написание размышлений (эссе, сочинений) с последующим выступлением. Форма
определяется учителем в зависимости от состава группы, индивидуальных личностных
качеств учеников. Как результат, должен быть составлен «профессиональный портрет»
учителя.
Целесообразность программы элективного курса «Основы педагогики» заключается
в том, что учащиеся научатся решать теоретические и практических психологопедагогические задачи, в процессе они научатся наблюдать, сравнивать,
классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Основными
ценностями, на осуществление которых направлена реализация настоящей программы,
являются: доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы;
свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической
деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной жизни.
Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные
планы, склонности и интересы к будущей педагогической деятельности. Реализация
программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых
игр, тренингов общения.

Итоговая зачѐтная работа может быть представлена в виде группового или
индивидуального проекта или написания эссе. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Цели курса:
- формирование у учащихся положительной установки на педагогическую
деятельность;
- раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой
самореализации личности будущего педагога.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- создание условий для становления базовых компетенций личности, т.е.культуры
жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;
- помощь обучающимся в становлении личностно-ориентированного подхода к
образовательному процессу;
- ознакомление обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного
пути в современном мире;
- выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
- развитие интереса к педагогическому труду;
- осознанный выбор профиля и профессии;
- познакомить с историей школы.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение новых
коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству.
- Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений.
- Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному
выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
- Практические навыки организации внеклассной деятельности.
- Обеспечение методологической компетентности, позволяющей осуществить
прогнозирование и самопроектирование «Я-концепции» личности.
- Социально-педагогическое самоопределение в будущем.
Основной способ оценивания результативности обучающихся:
 Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся;
 Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов.
 Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных педагогических
ситуаций, оформление диагностических работ.
 Итоговый творческий зачѐт.

Содержание программы:
В содержание элективного курса «Введение в педагогику» входят темы,
раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа
построена так, чтобы школьники имели представление об умениях, навыках,
необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения внеклассного
мероприятия.
Большое внимание уделяется анализу психолого-педагогических ситуаций и
решению и решению педагогических задач как средствам формирования
профессионально-педагогической направленности.
Тема № 1. История становление педагогики как науки (4 час)
Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века.
Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV -ХVII вв.) Руси.
Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в
России ХVIII первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие
Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся
представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины
XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я.
Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев,
В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.Входящее тестирование:
выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников,
знаний истории зарождения педагогической мысли.
Рейтинг-опрос по темам:
«История становления педагогики»;
«Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и
социальных условий»;
«Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках,
былинах, потешках, колыбельных песнях».
Практическое задание:
Школьники получают задание для аргументации «за» и «против», перед ними
стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое
мнение:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях» (Я.
Корчак);
«Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов»
(Ж.Ж. Руссо);
«Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе,
коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного
подчинения» (А.С. Макаренко);
«Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту» (Я.
Корчак).
Задания для самостоятельной работы:
Написать эссе на тему «Мой идеал учителя».
Провести опрос «Ценности моих родителей»
Тема 2. Особенности педагогической профессии (6 часа)
Профессия и специальность педагога. Профессии типа «Человек–Человек».
Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического

труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности.
Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках
образования: тест «В педагоги я пойду – стану карьеристом…».
Практическое задание:
Предложить ответы на вопросы:
1. Профессия учителя – талант или квалификация.
2. М.И. Калинину принадлежат слова: «Учителем надо родиться».
А.С.Макаренко утверждал: «Успех педагогического дела решает не талант учителя,
а мастерство, основанное на умении, на квалификации», т.е. учителем можно стать?
Каково ваше мнение? Аргументируйте его.
Задание для самостоятельной работы:
Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы.
(Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего
представителя).
Тема 3. Портрет личности учителя и требования к ней (5 часа)
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психологопедагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития
педагогических
способностей,
нравственно-профессиональная
воспитанность.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и
психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к
организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.
Практическое задание:
Решение педагогических задач. (Например, слово «такт» – мера или чувство меры?
Вспомните слова К.Д. Ушинского: «В школе должна царствовать серьѐзность,
допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без
педантизма… носитель этих качеств учитель». Как вы думаете? Достоинства педагога
могут превратиться в недостатки?
Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.
Задание для самостоятельной работы:
Написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж
современного педагога».
Тема 4. Педагогические способности будущего педагога (6 часа)
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к
педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как
фактор, способствующий развитию способностей.
Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической
деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные
упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.
Практические задания:
- Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому
общению, организаторских способностей.
- Освоение одной из методик регулирования эмоций.
- Знакомство с профессиограммой учителя.
Тема 5. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров и
обсуждение увиденного (9 часов)

Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:
1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет
навыком):
1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.
1.2. Слышать настроение в классе.
1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.
1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему.
1.5. Выразительностью речи и т.п.
2. Попробовать:
2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного учителя с
классом.
2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего,
наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок
(обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке
которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса).
3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии
конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения,
выявить инициатора.
2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным
среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые сами хотели бы иметь
друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет
никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного)
можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнесен в ту или
иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе,
охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе.
Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не
нравится), и пояснить почему.
3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать
описать его характер на данном уроке.
Пояснения:
Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы.
В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащенности
педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в классе.
Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер
педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии,
которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы
несколькими способами. Например, посещение уроков может быть организовано после
прохождения какой-либо темы и полученный материал может быть использован на
последующих занятиях.
Полученный материал станет основой для проведения итогового диспута.
Тема 6. Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?»
(2 часа)
Задание:
1. Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».

2. Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников
(обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и
учеников).
3. Заполните таблицу:
Педагогические способности, которые следует в себе развить
Характеристика педагогических способностей
Тема 7. Организация и проведение аттестации обучающихся (2 часа)
Целями итоговой аттестации являются:
1. Проверка уровня развития дидактических, коммуникативных и других
специальных педагогических способностей у подростков.
2. Стимулировать обучающихся к овладению азами педагогического труда.
3. Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к
учительской профессии.
4. Проверить уровень освоения учеником, представленным им учебным материалом.
Аттестация проводится в форме творческого зачета или написания учащимися эссе.
Организация проведения зачета должна стать процедурой, в которой заинтересован сам
обучающийся. Это имеет принципиальное значение, т.к. именно во время успешного
выступления у подростка происходит изменение «линии жизни», складывается желание
стать учителем. Исходя из сформулированных выше целей, зачет должен состоять из трех
элементов.
Первый – творческое задание, представляющее собой, самостоятельно
подготовленное обучающимся мероприятие (классный час или праздник в начальной
школе по выбранной теме). Или монологическое выступление по выбранной им теме.
Вторым элементом зачета является ответ на теоретический вопрос, дающий
возможность проверить степень усвоения основных теоретических положений.
Завершается зачет проверкой умений ученика анализировать педагогические ситуации.
Чрезвычайно важное значение имеет оценка, которая может быть выставлена ученику.
Традиционная пятибалльная шкала оценок неприемлема. Учитывая цели проведения
аттестации, целесообразно выставлять «зачет – незачет». При этом следует учитывать, что
выставление оценки «незачет» означает установление профессиональной непригодности
или является реакцией на отношение ученика к изучаемому предмету, т.е. оценка
«незачет» может быть выставлена ученику в исключительных случаях. Истинная же
оценка результатов учения происходит во время индивидуальных бесед учителя с каждым
подростком. Для достижения целей зачета на него можно пригласить родителей, других
обучающихся, учителей школы.

№
п/п
1
2
3
4

Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Общее количество часов
Теория
История становления
4
3
педагогики как науки.
Особенности
6
5
педагогической профессии
Портрет личности учителя и
5
3
требования к ней
Педагогические
6
4
способности будущего

Практика
1
1
2
2

5
6
7

№
п/п
І

1.1
1.2

1.3

ІІ
2.1
2.2
ІІІ
3.1

3.2

ІV
4.1

педагога
Педагогические мастерские
Чего мне не хватает
сегодня, чтобы стать
учителем?
Зачѐтное занятие
Итого:

9
2

-

9
2

2
34

15

2
19

Календарно-тематический планирование
Кол-во
Тема
Дата
УУД
часов
-научатся наблюдать,
История становления педагогики
4
сравнивать,
как науки
классифицировать,
История становления педагогики.
1
группировать;
-делать выводы,
Зависимость
содержания
и
выяснять
характера воспитания от образа
1
закономерности;
жизни людей и социальных
-научатся
условий.
самостоятельно
Педагогические идеи в русском
мыслить;
народном творчестве: русских
-приобретут новые
2
народных
сказках,
былинах,
коммуникативные
потешках, колыбельных песнях.
качества, мотивацию
Особенности
педагогической
к самообразованию и
6
профессии.
творчеству;
Возникновение
и
становление
-научатся
3
педагогической профессии. Карьера
практическим
в рамках образования.
навыкам организации
Роль
педагога
в
учебновнеклассной
3
деятельности,
воспитательном процессе
-выполнять и
Портрет личности учителя и
5
защищать задания и
требования к ней
проекты.
Основные признаки психологонаучатся на занятиях,
3
педагогической культуры педагога.
решать
Требования,
предъявляемые
к
педагогические
учителю.
ситуации, оформлять
Решение психолого-педагогических
диагностические
задач. Встреча с выпускниками
2
работы.
школы, выбравшими профессию
учителя.
Педагогические
способности
6
будущего педагога
Понятие
о
структуре
педагогических
способностей.
Интерес и
3
склонность
к
педагогической
работе. Психологические основы
самовоспитания при
подготовке
к
педагогической

4.2

V
5.1
5.2
5.3
5.4

5.5

5.6
5.7
5.8
5.9.

VІ
6.1

6.2

деятельности
Изучение
рекомендаций
по
формированию способностей к
педагогическому
общению,
организаторских способностей.
Знакомство с профессиограммой
учителя.
Педагогические мастерские
Посещение уроков воспитателеймастеров ДОУ
Кадетский класс – что это такое?
Классный руководитель или «моя
вторая мама»?
Посещение урока русского языка в
начальной школе 1 «А» класс
(Мавровская Е.В.)
Посещение
урока английского
языка в начальной школе 2 класс
(Петухова Д.А.)
Посещение урока математики в
начальной
школе
4
класс
(Омельченко Г.А.)
Посещение урока литературного
чтения в начальной школе 3 класс
(Чиликина Н.В.)
«Моя профессия
учитель» активная лекция (Оленина Л.П.,
Бывшева Ж.А.)
Целевое обучение, как возможность
получения бесплатного высшего
образования
(представитель
Управления образования)
Чего мне не хватает сегодня,
чтобы стать учителем?
Написание эссе на тему: «Портрет
учителя – героя нашего
времени».
Составить
схему
(модель)
взаимоотношений классного
руководителя
и
учеников
(обсуждение
полученных
результатов лучше
проводить в присутствии учителя и
учеников).

3

9
1
1
1

1

1
1
1
1

1

2
1

1

Рекомендуемая литература:
1. Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора:
педагогический профиль» / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО,
2005.
2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных
профилей обучения: учеб.-метод.пособие. – М.: Глобус, 2007.
3. Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса,
2000.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000.
5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой
работе» / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вуза. –
М.: Изд.центр «Академия», 2008.
7. Журнал «Учитель»: 2002 № 6; 2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
8. Иркутский городской центр занятости населения «Всѐ о профессиях» /Сборник
профессиографического материала. / Выпуск 1. – Иркутск, 2003.
9. Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1987.
10. Каспаржак А.Г. «Проблема выбора: элективные курсы в школе».– М.: Новая
школа, 2004.
11. Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для
старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
12. Научно-практический журнал «Завуч» № 5, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».