ОДНКНР 5-6

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов
Россиидля 5-6 классов составлена на основе:
 Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного
приказомМинистерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897;
 Программой курса Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы
светской этики. 5 класс
 Основной образовательной программы основного общего образования.
 Реализация рабочей программы основана на использовании УМКМ.Т. Студеникина,
обеспечивающего обучение курсу ОДНКНР в соответствии с ФГОС.
 Основу УМК составляет учебник для 5 класса, включенный в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
 « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5
класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2021г.(ФГОС.Инновационная школа).
 Устава МКОУ Большеверейской СОШ.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» –
приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим
ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре,
народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание
духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к
нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего
мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России,
их роли в культуре, истории российского общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение
своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй,
страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям
другой культуры;
•развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и
применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный
предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на
образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному
развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой
духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в
основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно
связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания»,
«Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения
является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные
средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков. Принципы
организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это
позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества
гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность,
эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный
опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к
эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую
опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний,
углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к
формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления.
Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде
всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной
культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает
становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития.
Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в
учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в
парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической
среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
3

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии
как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание
обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые
применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику
обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения
данного предмета в 5-6 классах.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие
общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали
различные религии.
героев.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ см. Нечаевка на изучение предмета "Основы
духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе отводится 34 ч. (1 ч в неделю),в
6 классе отводится 34 ч. (1 ч в неделю)
2.Содержание учебного предмета.
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственнаякультуры.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права
и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн.
Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы
этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение
норм морали. Достоинство и благородство.Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать
их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений
учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в
честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков.
Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания,
сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в
классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе,
школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности,
передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки.
Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и
помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые
рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести.
4

Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и
честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство,
патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение».
Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры
религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее
свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и
доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности.
Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных
ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим
путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта,
дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся.
Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями
нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена
человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба
со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы
нравственности.
Обычаи
и
традиции,
законы
и
постановления.
Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли.
Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление
трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания,
правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения.
Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического.
Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения
сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения,
беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи.
Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение
норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что
запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам
светской этики.
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно- нравственной
культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России». Изучение основ духовно -нравственной культуры предполагает
дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;
формирование
готовности
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
5

саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки
личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности
человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного состава российского общества. В соответствии со
Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовнонравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья
обучающихся.
Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной
деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик
школьника:
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человек его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог сдругим людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты:
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
6

самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;формирование
представлений об основах светской этики;понимание значения нравственности в жизни
человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты:
К концу обучения обучающиеся научатся:
 Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
 Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
 Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
 Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
 Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
 Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
 Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
 Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
Работать с текстами на нравственно-этические темы.

7

№п/п

Тема

Тематическое планирование
5 -6 класс
Кол-во
Воспитательный потенциал
часов

1

Введение в предмет

1

Формирование
основ российской
гражданской идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину;

2

Гражданин России

1

Формирование основ российской
гражданской
идентичности,
развитие чувства гордости за свою
Родину;

3

Государственные символы
России

1

4

Порядочность

1

5

Совесть

1

6

Ответственность за свои
дела

1

7

Доверие и доверчивость

1

8

Милосердие и сострадание

1

9

Милосердие в блокадном
Ленинграде

1

10

Правда и ложь

1

Формирование образа мира как
единого
и
целостного
при
разнообразии
культур,
национальностей, религий;
Развитие самостоятельности и
ответственности за свои поступки
на
основе представлений о
нравственных
нормах
и
общечеловеческих
ценностях,
социальной
справедливости
и
свободе;
Воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания;
Формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
развитие чувства гордости за свою
Родину;
Формирование образа мира
как
единого
и
целостного
при
разнообразии
культур,
национальностей, религий;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
духовное
многообразие

Кол-во
проект
ов

8

11

Традиции воспитания

1

12

Воспитание дворян

1

13

Честь и достоинство

1

14

Честь и достоинство
Александра Невского

1

15

Терпимость и терпение

1

16

Дети разных народов

1

17

Столовый этикет

1

18

Повторение и обобщение
изученного

1

19

Мужество

1

20

Мужество
современников

наших

1

современного мира;
Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие
ценности
семейной
жизни,
уважительное
и
заботливое
отношение к членам своей семьи;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Формирование нравственных чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование нравственных чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
духовное
многообразие
современного мира;
Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие
ценности
семейной
жизни,
уважительное
и
заботливое
отношение к членам своей семьи;
Воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания;
Развитие самостоятельности и
ответственности за свои поступки
на
основе представлений о
нравственных
нормах
и
общечеловеческих
ценностях,
социальной
справедливости
и
свободе;
Воспитание
навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
в
различных

1

1
9

21

Равнодушие и жестокость

1

22

Я люблю тебя жизнь

1

23

Этикет посещения
массовых мероприятий

1

24

Самовоспитание

1

25

Учись учиться

1

26

Коллективизм и
справедливость

1

27

«Фруктовый этикет

1

28

Речевой этикет

1

29

День вежливости

1

30

Мои права и обязанности

1

социальных ситуациях, умений не
создавать
конфликтов,
искать
компромиссы в спорных ситуациях
и договариваться о конструктивном
решении спорных вопросов
Формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и
вероисповеданий, уважительного и
бережного
отношения
к
их
культуре;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Становление гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций; осознание ценности
человеческой жизни;
Формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания;
Становление гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций; осознание ценности
человеческой жизни;
Формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Воспитание доверия и
уважения к представителям разных
10

31

Устав школы

1

32

Этикет народов мира

1

33

Защита проектов

1

34

Итоговый урок

1

Итого 34

народов
и
вероисповеданий,
уважительного
и
бережного
отношения к их культуре;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
Воспитание доверия и
уважения к представителям разных
народов
и
вероисповеданий,
уважительного
и
бережного
отношения к их культуре;
Воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания;
Формирование
ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;

1

3

11

Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для 5-6 классов
Календарно – тематическое планирование 34ч.
№п/п

Тема

Кол-во

Дата проведения

Примечание

часов
по плану
1

Введение в предмет

1

2

Гражданин России

1

3

Гражданин России

1

4

Порядочность

1

5

Совесть

1

6

Ответственность за свои дела

1

7

Доверие и доверчивость

1

8

Милосердие и сострадание

1

9

Милосердие в блокадном Ленинграде

1

10

Правда и ложь

1

11

Традиции воспитания

1

12

Воспитание дворян

1

13

Честь и достоинство

1

14

Честь и достоинство Александра

1

по факту

Невского
15

Терпимость и терпение

1

16

Дети разных народов

1

17

Столовый этикет

1

18

Повторение и обобщение изученного

1

19

Мужество

1

20

Мужество наших современников

1

21

Равнодушие и жестокость

1

22

Я люблю тебя жизнь

1

23

Этикет посещения массовых

1

мероприятий
24

Самовоспитание

1

12

25

Учись учиться

1

26

Коллективизм и справедливость

1

27

«Фруктовый этикет

1

28

Речевой этикет

1

29

День вежливости

1

30

Мои права и обязанности

1

31

Устав школы

1

32

Этикет народов мира

1

33

Защита проектов.

2

34

Итоговый урок

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».