Основы предпринимательства 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Нечаевка

Рабочая программа
«Основы предпринимательства»
11 класс

Составлена учителем:
Балалаевой В.В

2024 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Основы предпринимательства»
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:


ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;



готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;



готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;



принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;



неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):


российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;



уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);



формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;



воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
гражданскому обществу:


гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;



признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;



мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;



интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;



готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;



приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;



готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимание,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;



способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;



формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);



развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;



эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:


ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;



положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;



осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;



готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;



потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;



готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:


физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Выпускник научится:


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;



оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;



ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;



выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД
Выпускник научится:


искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять
развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать
партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);



координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

:
2. Содержание курса «Основы предпринимательства» с указанием форм
организации и видов деятельности.
Тема 1. Что такое предпринимательство (4 часа)
История развития предпринимательства в России. Первые предприниматели России.
Развитие предприятия при правлении Петра I и Екатерины II.
Содержание предпринимательской деятельности. Признаки классификации
предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательства по форме собственности. Важность предпринимательства в
обществе.
Тема 2. Каким должен быть предприниматель (4 часа)
Личностные качества предпринимателя. Ключевые способности. Навыки технической и
управленческой природы. Важные предпринимательские качества.

Типы предпринимателей. Имидж делового человека. Компоненты имиджа делового
человека. Ключевые факторы, влияющие на производимое положительное впечатление на
окружающих.
Требования, предъявляемые к тактике делового общения. Этапы делового общения.
Важные моменты этикета делового общения.
Тема 3. Как стать предпринимателем (4 часа)
Сфера и вид предпринимательской деятельности. Признаки классификации
предпринимательской деятельности.
Основные сферы бизнеса. Вид бизнеса. Бизнес-единица. Виды предпринимательства:
торговое, производственное, информационное, технологическое и т.д. Эффективность
предпринимательской деятельности.
Организационно-правовая форма предпринимательства. Основные элементы деятельности
предпринимательской структуры, влияющие на выбор организационно-правовой формы.
Порядок регистрации ИП. Алгоритм открытия ООО. Учреждение и прекращение бизнеса.
Законодательная база в сфере предпринимательской деятельности.
Тема 4. Маркетинг (10 часов)
Маркетинг как система целенаправленных действий. Четыре основных составляющих
маркетинга.
Определение продукта. Создание жизнеспособных продуктов.
Алгоритм исследования рынка для производства новых товаров. Определение цены.
Расчёт цены. Зависимость суммарной прибыли от объёмов реализации.
Требования к установлению цены. Условия предоставления скидки.
Определение места. Условия подбора местонахождения предприятия.
Типы распределения товаров среди клиентов.
Определение продвижения. Пути обеспечения хорошей рекламы.
Примеры умелого расположения товаров.
Идеи для стимулирования продвижения товара. Организация стимулирования продаж.
Особенности потребителей.
Тема 5. Как управлять бизнесом (8 часов)
Организуй себя. Способы повышения эффективности использования времени.
Управляй людьми. Основные факторы, которые влияют на возможную высокую текучесть
кадров.
Бизнес-коммуникации. Источники пополнения кадров предприятия. Этапы процедуры
отбора работника.
Четыре основных правила ориентации работника. Шесть факторов подготовки нового
работника к ориентации.
Найди партнёров. Пути определения потенциальных поставщиков. Важные вопросы при
заказе товара.
Знай конкурентов. Действия в конкурентной среде.

Действия по выполнению обязательств перед окружением.
Привлечение инвестиций. Развитие бизнеса.
Тема 6. Бизнес-планирование (3 часа)
Структура бизнес-плана.
Генерация бизнес-идей. Бизнес-модель. Бизнес-процесс.
Стартап. Разработка карт стартапов, предстартовых бизнес-моделей, прототипирования.
Прототипирование. Построение финансовых моделей.
Анализ бизнес-плана.
Тематическое планирование
Разделы

Тем

Тема 1. Что такое
предпринимательс
тво

Тема 2. Каким
должен быть
предприниматель

Ко Основные направления
лвоспитательной
во деятельности
час
ов
История развития
предпринимательства в России.
Первые предприниматели
России.

1

Ценности научного
познания,

Развитие предприятия при
правлении Петра I и Екатерины
II.

1

Ценности научного
познания,

Содержание
предпринимательской
деятельности. Признаки
классификации
предпринимательской
деятельности.

1

Ценности научного
познания

Виды предпринимательства по
форме собственности. Важность
предпринимательства в
обществе.

1

Ценности научного
познания,

Личностные качества
предпринимателя. Ключевые
способности. Навыки
технической и управленческой
природы. Важные
предпринимательские качества.

1

Ценности научного
познания,

духовно-нравственное
воспитание,

духовно-нравственное
воспитание,

Типы предпринимателей.
Имидж делового человека.
Компоненты имиджа делового
человека. Ключевые факторы,
влияющие на производимое
положительное впечатление на
окружающих.

1

Ценности научного
познания,

Требования, предъявляемые к
тактике делового общения.
Этапы делового общения.

1

Духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание

Важные моменты этикета
делового общения.

1

Ценности научного
познания,

духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

духовно-нравственное
воспитание

Тема 3. Как стать
предпринимателем

Сфера и вид
предпринимательской
деятельности. Признаки
классификации
предпринимательской
деятельности.

1

Основные сферы бизнеса. Вид
бизнеса. Бизнес-единица. Виды
предпринимательства: торговое,
производственное,
информационное,
технологическое и т.д.
Эффективность
предпринимательской
деятельности.

1

Организационно-правовая
форма предпринимательства.
Основные элементы
деятельности
предпринимательской
структуры, влияющие на выбор
организационно-правовой
формы.

1

Порядок регистрации ИП.
Алгоритм открытия ООО.
Учреждение и прекращение
бизнеса. Законодательная база в
сфере предпринимательской
деятельности.

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
Ценности научного
познания,
гражданское воспитание,

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание

Духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание

Тема 4. Маркетинг

Маркетинг как система
целенаправленных действий.
Четыре основных
составляющих маркетинга.

1

Духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание

Определение продукта.
Создание жизнеспособных
продуктов.

1

Ценности научного
познания,

Алгоритм исследования рынка
для производства новых
товаров. Определение цены.
Расчёт цены. Зависимость
суммарной прибыли от объёмов
реализации.

1

Духовно-нравственное
воспитание

Требования к установлению
цены. Условия предоставления
скидки.

1

Ценности научного
познания,

Определение места. Условия
подбора местонахождения
предприятия.

1

Патриотическое воспитание,
гражданское воспитание

Типы распределения товаров
среди клиентов.

1

Ценности научного
познания,

экологическое воспитание

духовно-нравственное
воспитание

духовно-нравственное
воспитание
Определение продвижения.
Пути обеспечения хорошей
рекламы.

1

Ценности научного
познания

Примеры умелого
расположения товаров.

1

Духовно-нравственное
воспитание

Идеи для стимулирования
продвижения товара.
Организация стимулирования
продаж.

1

Духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание

Особенности потребителей.

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

Тема 5. Как
управлять
бизнесом

Организуй себя. Способы
повышения эффективности
использования времени.

1

Ценности научного
познания,

духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
Управляй людьми. Основные
факторы, которые влияют на
возможную высокую текучесть
кадров.

1

Бизнес-коммуникации.
Источники пополнения кадров
предприятия. Этапы процедуры
отбора работника.

1

Четыре основных правила
ориентации работника. Шесть
факторов подготовки нового
работника к ориентации.

1

Найди партнёров. Пути
определения потенциальных
поставщиков. Важные вопросы
при заказе товара.

1

Знай конкурентов. Действия в
конкурентной среде.

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, патриотическое
воспитание, гражданское
воспитание,
Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

Действия по выполнению
обязательств перед окружением.

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

Привлечение инвестиций.
Развитие бизнеса.

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

Тема 6. Бизнеспланирование

Структура бизнес-плана.

1

Ценности научного
познания,

духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,
1
Генерация бизнес-идей. Бизнесмодель. Бизнес-процесс.

Стартап. Разработка карт
стартапов, предстартовых
бизнес-моделей,
прототипирования.
Прототипирование. Построение
финансовых моделей.

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,

1

Ценности научного
познания,
духовно-нравственное
воспитание, гражданское
воспитание,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».