Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Нечаевка

Рабочая программа воспитания обучающихся
на уровне начального общего образования
МБОУ СОШ с.Нечаевка
на 2024-2025 учебный год

2024 год

Оглавление
Пояснительная записка

3

1. Целевой раздел.
1.1.
Цель воспитания обучающихся в МБОУ СОШ с. Нечаевка:
1.3.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
1.4.
Целевые ориентиры результатов воспитания.

3
3
4
5

2. Содержательный раздел.
6
2.1.
Уклад образовательной организации
6
2.2.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
9
2.2.1. Модуль "Основные школьные дела".
9
2.2.2. Модуль "Классное руководство".
10
2.2.3. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".1
2.2.4. Модуль "Урочная деятельность".
1
2.2.5. Модуль "Внеурочная деятельность".
2
2.2.6. Модуль "Самоуправление".
3
2.2.7. Модуль "Профориентация".
3
2.2.8. Модуль "Профилактика и безопасность".
3
2.2.9. Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
4
2.2.10. Модуль «Детские общественные объединения»
5
2.2.11.
Вариативные модули
2.2.11.1 Модуль "Социальное партнерство".
2.2.11.2 Модуль "Внешкольные мероприятия".

6
6
7

3. Организационный раздел
3.1.
Кадровое обеспечение.
3.2.
Нормативно-методическое обеспечение
3.3.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
3.4.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
3.5.
Анализ воспитательного процесса.

7
7
8

2

8
9
10

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП НОО МБОУ СОШ с.Нечаевка (далее –
Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы
воспитания для образовательных организаций. Данная программа основывается на
единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и основного общего образования.
Программа воспитания:
-предназначена для планирования и организации системной воспитательной

деятельности в МБОУ СОШ с.Нечаевка;
-разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ СОШ с.
Нечаевка, в том числе Совета обучающихся, Советов родителей (законных представителей)
и утверждена педагогическим советом школы;
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
-предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
-предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МБОУ СОШ с.Нечаевка внесены изменения в
содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны
с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в
том числе, предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов,
учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся.

1. Целевой раздел.
Содержание воспитания обучающихся МБОУ СОШ с.Нечаевка определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ с.Нечаевка планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цель воспитания обучающихся в МБОУ СОШ с. Нечаевка:
-развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
-формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
3

к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
1.2. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ СОШ с.Нечаевка:
-усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
1.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
-осознание российской гражданской идентичности;
-сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
-готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
4

способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
1.4.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
1.4.1.1 Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
1.4.1.2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
5

пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
1.4.1.3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
1.4.1.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
1.4.1.5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
1.4.1.6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
1.4.1.7. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

2. Содержательный раздел.
2.1. Уклад образовательной организации
МБОУ СОШ с.Нечаевка расположена в Мокшанском районе Пензенской области.
1890 г. — двухклассная церковно-приходская школа с.Нечаевка — решение сельского
схода.
6

1918г. — двухклассная церковно-приходская школа с.Нечаевка переименована в
Начальную школу с.Нечаевка.
1931г. — Начальная школа с.Нечаевка переименована в Симанщинскую неполную
среднюю школу №39 Ленинской железной дороги.
1941г. — Симанщинская неполная средняя школа №39 Ленинской железной дороги
переименована в Симанщинскую неполную среднюю школу №32 Пензенской железной
дороги.
1942г. — Симанщинская неполная средняя школа №32 Пензенской железной дороги
переименована в Симанщинскую среднюю школу №32 Пензенской железной дороги.
1954г.- Симанщинская средняя школа №32 Пензенской железной дороги переименована в
Симанщинскую среднюю школу Нечаевского района Пензенской области.
1963г. — Симанщинская средняя школа Нечаевского района Пензенской области
переименована в Нечаевскую среднюю политехническую трудовую школу с
производственным обучением.
1966г. — Нечаевская средняя политехническая трудовая школа с производственным
обучением переименована в Нечаевскую среднюю школу.
1993г. — Нечаевская средняя школа переименована в Нечаевскую муниципальную
среднюю общеобразовательную школу — решение Малого Совета районного Совета
народных депутатов №148 от 20.06.1993г. Устав зарегистрирован Мокшанской районной
администрацией — Постановление №458 от 25.12.1996 г.
2004г.- Нечаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа переименована в
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.
Нечаевка — приказ №144 от 19.06.2004 г. Устав зарегистрирован в ИМНС России по
Мокшанскому району Пензенской области 12.07.2004г.
2006г. — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа с.Нечаевка переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с.Нечаевка — приказ №19 от
30.03.2006г. (МБОУ СОШ с. Нечаевка)
Школа с 2022 года является участником Программы по развитию личностного
потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее» (Программа РЛП),
образовательные решения которой позволяют реализовывать многие задачи воспитания,
направленные на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с
учетом его потребностей, интересов и способностей, стоящие перед педагогическим
коллективом.
В рамках Программы РЛП реализуются управленческий проект по созданию
личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) «От успешного ученика к
успешной школе», наставнический и педагогические проекты, которые помогают решать
вопросы планирования, подготовки и проведения основных совместных дел школьников,
педагогов и родителей.
С 2022 года школа является базовой площадкой по внедрению регионального
компонента во внеурочную деятельность «Краеведение».
Школа является бюджетным учреждением, в ней обучаются учащиеся с 1 по 11
классы согласно образовательным программам, разработанным по уровням образования.
МБОУ СОШ с.Нечаевка работает в режиме пятидневной учебной недели. Все учащиеся
обеспечены горячим питанием.
Цель образовательной организации в самосознании ее педагогического коллектива создание условий для эффективного развития компетентностных качеств школьников
(информационных, организационных, творческих, гражданских) на основе потребности
здорового образа жизни для успешной социализации через личностное развитие.
Основные традиции воспитания в школе:
- годовой цикл ключевых общешкольных дел, приуроченных к государственным и
национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям
7

российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов,
направленных в том числе на развитие личностного потенциала школьников;
- Календарь традиционных школьных дел и праздников включает в себя праздник
первого и последнего Звонка, День учителя, выпускной бал, посвящение в первоклассники,
встреча Нового года.
Традиционными являются линейки, носящие разный характер, с сентября 2022 года
по понедельникам проходят торжественные линейки с поднятием государственного флага
РФ, проведение «Разговора о важном».
В непосредственной близости от образовательного учреждения работают
учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры, детский сад. На
пришкольной территории расположена волейбольная и баскетбольная площадки,
благоустроена пришкольная территория.
Образовательно-воспитательное пространство МБОУ СОШ с.Нечаевка связано с
социальной средой и поддерживается следующими социокультурными связями:
спортивные объекты: бассейн «Звёздный», сельский Дом культуры, Центральная районная
модельная библиотека -экскурсии, сельская библиотека; Музей А.Г. Малышкинаэкскурсии, мероприятия, лекции, читательские вечера. Осуществляется тесное
сотрудничество с администрацией села Нечаевка, прокуратурой, органами полиции.
МБОУ СОШ с.Нечаевка является активным участником реализации проектов:
«Культурная суббота», «Учусь плавать!», «Билет в будущее», «Точка роста».
Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является его построение
на содержании деятельности Российского движения детей и молодёжи (РДДМ) «Движение Первых».
В школе обучаются дети различных социальных категорий. Семьи,
проживающие на территории данного села, достаточно разные. Это влияет на уровень
подготовленности детей к школе, на уровень мотивации. В школе обучаются дети и из
других населённых пунктов, осуществляется подвоз детей. Ученики знакомы с
особенностями работы школы по рассказам своих родителей и старших братьев, сестер,
которые также обучались в нашей школе. Все это помогает детям быстрее адаптироваться
к школьным условиям. Отмечается рост уровня семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Школа учитывает образовательные потребности обучающихся и их семей.
Содержание программы формируется с учетом социокультурных особенностей и
потребностей села, в котором осуществляется образовательно-воспитательный процесс. В
школе сильны заложенные традиции в плане трудового, спортивного, патриотического,
культурного, социального и этического воспитания.
Основными традициями воспитания школы являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
направлений деятельности РДДМ, школьных классов, кружков, студий, секций, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
8

- ключевыми фигурами воспитания в школе являются советник по воспитанию и
классные руководители, реализующие по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
- в школе развита система наставничества.
Организация внеурочной деятельности с учащимися происходит в рамках процесса
становления и развития воспитательной системы. Целостность воспитательной работе
придают четко сформулированные концептуальные основы педагогической деятельности,
программа воспитательной работы. Интеграция урочной и внеурочной деятельности
воспитанников является характерной чертой организации жизнедеятельности школы.
Взаимодействие педагогов и школьников в рамках реализации воспитательного
процесса в школе основывается на следующих принципах:
-принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в школе;
-принцип ориентации на создание в школе личностно-развивающей
образовательной среды;
- принцип реализации процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и взаимными доверительными отношениями;
-принцип организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- принцип системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условия
его эффективности;
- принцип взаимосвязи процесса воспитания и развития личностного потенциала
школьников.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Воспитательная работа МБОУ СОШ с.Нечаевка представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное
руководство», «Основные школьные дела», «Предметно-пространственная среда», «Работа
с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Профориентация».
Раздел дополнен описанием дополнительных (вариативных) модулей: «Социальное
партнерство», «Внешкольные мероприятия»
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание
воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе.
Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями,
средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и другое).
2.2.1. Модуль "Основные школьные дела".
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
9

местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных
партнеров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
2.2.2. Модуль "Классное руководство".
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
10

формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
2.2.3. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся может предусматривать:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся приемных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
2.2.4. Модуль "Урочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно11

нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

2.2.5. Модуль "Внеурочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

12

2.2.6. Модуль "Самоуправление".
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации может предусматривать:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
2.2.7. Модуль "Профориентация".
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции,
имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные):
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных
в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
2.2.8. Модуль "Профилактика и безопасность".
Реализация. воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации может предусматривать:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
13

безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости
к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
2.2.9. Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может
предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
"мест гражданского почитания" в помещениях образовательной организации или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в
истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
14

и другое;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле и библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие(запланировано);
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
их родителями по благоустройству, оформлению школьных классов, пришкольной
территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов и других), акцентирующих
внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе
образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.10. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе МБОУ СОШ с.Нечаевка действуют следующие общественные объединения:
первичное отделение «Российского движения детей и молодёжи»;
«Орлята России»- воспитание в детском общественном объединении – первичном
отделении РДДМ – осуществляется через реализацию мероприятий и проектов
Организации, которые содержательно наполняют все виды воспитывающей деятельности в
логике формирования воспитательных результатов. Курирует деятельность советник
директора по воспитанию;
-«Юнармия»- патриотическое направление в деятельности школы, работает по
программе движения Юнармия.
Объединение «Юные друзья дорожного движения» - направлено на профилактику
детского дорожно-транспортного травматизма: пропаганда безопасного поведения на
проезжей части пешеходов, велосипедистов и пассажиров, проведение занятий с младшими
школьниками, патрулирование на перекрестках возле школы, участие в соревнованиях
отрядов ЮИД «Безопасное колесо» (сентябрь, апрель) и других мероприятиях.
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
15

людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут
являться:
просветительская деятельность; совместная работа с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для
посетителей этих учреждений); участие школьников в работе на прилегающей к школе
территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство
клумб) и другие;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности
детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в
форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности
к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой
символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
Инструмент «Соглашение о взаимоотношениях» представляет собой механизм,
позволяющий самому коллективу регулировать отношения внутри себя, определять
желательное и нежелательное поведение своих членов и обсуждать эту норму, в том числе,
чтобы она гибко изменялась в соответствии с изменением.

2.2.11. Вариативные модули
2.2.11.1 Модуль "Социальное партнерство".
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства может
предусматривать:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
16

патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
2.2.11.2 Модуль "Внешкольные мероприятия".
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение.
В данном разделе представлены решения МБОУ СОШ с.Нечаевка в соответствии с
ФГОС основного общего образования по разделению функционала, связанного с
планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности;
по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания;
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других
категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
-заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
-советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
- классные руководители;
- педагог-психолог;
-социальный педагог;
Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют 11 классных руководителя.
Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации по актуальным
вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются специалисты других
организаций: работники КДН и ОДН, участковый, сотрудники правоохранительных
органов, прокуратуры, специалисты музея, библиотеки, Дома культуры.
17

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СОШ с.Нечаевка
обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
- Положение о воспитательной работе;
- Положение о внутришкольном контроле;
-Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
-Положение о Совете профилактики, преступности и безнадзорности учащихся;
-Положение об Управляющем совете;
-Положение о школьной форме и внешнем виде;
-Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию;
-Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
-Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
- Положение о школьном спортивном клубе;
- Положение о профориентационной службе;
- Положения об общественных объединениях;
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу: nechaevkaschool.mokobr.ru
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Для данной категории обучающихся в МБОУ СОШ с.Нечаевка созданы особые
условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
18

При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
-на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
-личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности,
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
3.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях.
3.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
3.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МБОУ СОШ с.Нечаевка:
-объявление благодарности;
- награждение грамотой;
-вручение сертификатов и дипломов;
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их
деятельности.
3.4.4. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов)
может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
19

форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
3.5. Анализ воспитательного процесса.
3.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
3.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный
план воспитательной работы.
3.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и
саморазвития.
3.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные
направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций,
ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого).
3.5.5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
3.5.6. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
3.5.7. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом
совете.
3.5.8. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
3.5.9. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
3.5.10. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
3.5.11. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной
деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
20

взрослых.
3.5.12. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом
(при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
3.5.13. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
3.5.14. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
3.5.15. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
(выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
Реализациия:
воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
и другое по дополнительным модулям.
3.5.16. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ СОШ с.Нечаевка будет
перечень выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу
школы в 2024/25 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании
воспитательной работы на 2025/26 учебный год.
3.5.17. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной
организации.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».