МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образованием администрации Мокшанского района МБОУ СОШ с. Нечаевка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Математическая грамотность» для обучающихся 11 класса с. Нечаевка 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности - образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения - математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у обучающегося умений управлять процессами мышления, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена. Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что: 1. познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; 2. созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике. Актуальность программы: Значение математики в школьном образовании определяется ролью математической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно - технического прогресса. Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Компетентностно - деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям. Актуальность и новизна данной программы определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Дополнительное (внеурочное) образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса. Целесообразно проведение работы по предмету в рамках Программы, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов, не всегда связанных непосредственно с основным курсом математики. Программа внеурочного курса в 10 и 11 классах актуальна сегодня еще и потому, что по окончании средней школы каждому ученику предстоит сдача ЕГЭ, где за ограниченный временной интервал необходимо справиться с не всегда стандартными заданиями, определение с дальнейшим выбором продолжения образования, от количества баллов за ЕГЭ по математике зависит возможность в получении дальнейшего образования. Цели и задачи: • Содействовать подготовке к ЕГЭ по математике, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально - логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности. • Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА У обучающихся могут быть сформированы: Личностные результаты: - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - умение контролировать процесс и результат математической деятельности; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции; - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные результаты: - регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: - оставлять план и последовательность действий; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; - видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; - концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать - результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера; - выполнять творческий проект по плану; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Познавательные результаты: - обучающиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение исследовательского характера; - выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; задач - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Коммуникативные результаты: обучающиеся получат возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; - взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - работать в группе; оценивать свою работу. - слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников. Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться: - решать задачи на нахождение площади и объёма фигур - решать сложные задачи на движение; - решать логические задачи; - решать сложные задачи на проценты; - решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты; - решать занимательные задачи; - анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. - пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации; - находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства; - строить плоские и пространственные фигуры. - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; - пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; - уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; - выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; - применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь: • нестандартные методы решения различных математических задач; • логические приемы, применяемые при решении задач; • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; • применять нестандартные методы при решении программных задач; • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач. Формы подведения итогов реализации программы: Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт: • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Метод математических моделей Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ Раздел 2. Производство, рентабельность и производительность труда Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда. Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Раздел 3. Функции в экономике Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно - линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике. Практика: По условию задачи составлять функции в экономике. Раздел 4. Проценты и банковские расчеты Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года. Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года. Раздел 5.Сложные проценты и годовые ставки банков Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты. Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков. Раздел 6.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада. Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада. Раздел 7. Расчеты заемщика с банком Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи. Практика: Решение консолидированных платежей задач на расчет равномерных выплат заемщика, Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Математическая грамотность» в 11 классе 2024-2025 учебный год № занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема занятия Метод математических моделей Понятие о математических моделях. Составление графических, аналитических и других математических моделей по условию задачи. Производство, рентабельность и производительность труда Проблемы экономической теории. Рентабельность. Производительность труда Решение задач, составленных учащимися. Функции в экономике О понятии функции. Линейная, квадратичная функции в экономике. Дробная функция в экономике. Функции спроса и предложения. Откуда берутся функции в экономике. Производственные функции. Функции потребления и сбережения. Функции, связанные с банковскими операциями. Проценты и банковские расчеты Что такое банк? Простые проценты. Годовая процентная ставка, формула простых процентов. Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии. Начисление простых процентов за часть года. Сложные проценты и годовые ставки банков Ежегодное начисление сложных процентов. Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет. Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки. Задачи на проценты в литературных и исторических сюжетах. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей Современная стоимость потока платежей. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Задача о «проедании» вклада. Задачи на расчет бессрочной ренты. Расчеты заемщика с банком Банки и деловая активность предприятий. Равномерные выплаты заемщика банку. Консолидированные платежи. Итоговое обобщение и повторение. Итоговое обобщение и повторение. Итоговое обобщение и повторение. Итоговое обобщение и повторение. Дата занятия