Природа и мы 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Нечаевка

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Природа и мы»
естественно - научного направления
срок реализации 1 год

Составлена учителем
МБОУ СОШ с.Нечаевка
Кузьминой Е.Г.

Содержание
1. Планируемые результаты освоения программы «Природа и
мы»………………………………………………………………………………2 стр.
2. Содержание программы «Природа и мы»……………………........................3 стр.
3. Тематическое планирование…………………………………………………...5 стр.
4. Приложение
Календарно – тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» для 4 класса составлена в
соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Нечаевка.
Программа рассчитана в 4 классе на 34 часа (при 34 неделях учебного года, 1 час в неделю).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1.Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и
настойчивость в достижении результата;
- система знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек природа» как основа экологического образования и воспитания учащихся;
- активная жизненная позиция;
- мотивация стать активными защитниками окружающей среды;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
1.2.Метапредметные результаты
Познавательные
Обучащиеся
- будут уметь проводить самостоятельные исследования, практические работы;
- научатся делать заключение на основе собственных наблюдений, опытов,
экспериментов;
- искать и выбирать необходимую информацию;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Коммуникативные
Обучающиеся
- научатся работать индивидуально и в группе;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Регулятивные
2

Обучаюшиеся научатся
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
1.3. Предметные результаты
Обучающиеся
- овладеют основными экологическими терминами;
- научатся вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- научатся выполнять правила поведения в природе;
- научатся самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву
полезных растений;
- будет сформирована система знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе
отношений «человек - природа» как основа экологического образования и воспитания
учащихся;
- осознают связь между состоянием природы и здоровьем человека
2.Содержание программы «Природа и мы»
Введение (2 часа)
Вводное занятие. Мы – жители планета Земля
Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете.
Как я лично могу помочь природе?
Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах
Народная мудрость о сохранении окружающего мира
Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу»
Природа – наш чудесный дом (13 часов)
Фенологические наблюдения «Осень в селе»
Экскурсия
Фотовыставка «Краски осени»
«По страницам лесной энциклопедии»
Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса
«Спасти природу»
Сюжетно-ролевая игра-викторина
Составление плакатов о сохранении природы
Экопрактикум «Угадай гриб»
Съедобные и ядовитые грибы
Оформление презентации, сбор информации
Экопрактикум «Ядовитые растения леса»
Ядовитые растения леса. Определение растения.
Сбор информации, оформление буклетов, презентаций
«Что даёт комнатное растение человеку?»
Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила
выращивания комнатных растений
Подготовка исследовательской работы к научной конференции учащихся. Коллективный
проект «Зелёный подарок для мамы»
Исчезающие животные Пензенской области
Исчезающие животные Пензенской области. Основные причины их исчезновения
Сбор информации, составление банка данных.
Мир прудов, ручьев и речек
Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы,
земноводные.
3

Сбор информации, составление презентаций
Мир прудов, ручьев и речек
Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов
Сбор информации, составление презентаций
Интеллектуальная викторина «Самый умный»
Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?»
Птицы Пензенской области. Зимующие птицы.
Живи, ёлочка!
Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?
Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер-классы для 1-2 классов
по изготовлению альтернативных ёлочек
Экологический марафон «Кормушка»
Подкормка птиц. Изготовление кормушек для птиц
Ключ к здоровью (4 ч)
Я и моё здоровье
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Конкурс слоганов о здоровом образе жизни
Я и моё здоровье
Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли
Пензенской области. Может ли Земля болеть?
Я и моё здоровье
Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с
окружающей средой.
Составление памяток безопасности в природе
Учёба и здоровье
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов
деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение
и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и
почему?
Составление физкультминуток
Я и мир вокруг (15 ч)
Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря
Вода в жизни природы и человека.
Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».
Конкурс плакатов о сохранении пресной воды
Какую воду мы пьем?
Исследование питьевой воды . Работа над мини- проектами
Экологический всеобуч для воспитанников детского сада «Какую воду мы пьём?»
Водяной фильтр села
Экскурсия на очистные сооружения села
Фоторепортаж «Водяной фильтр села»
Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
Посадка цветочной рассады на пришкольном участке
Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке
Фенологические наблюдения «Весна в селе»
Экскурсия. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина).
Конкурс рисунков «Весна идёт. Весне дорогу!»
На лесных проталинках (о первоцветах)
Растения-первоцветы. Редкие виды первоцветов. Причины их исчезновения
Акция «Сохраним первоцветы»
Дискуссионный клуб «Знаю и хочу»
Экологические проблемы Мокшанского района. Как я могу помочь ?
4

Экодесант
SOS- мастерская
Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил
поведения в селе
Выступление агитбригады в детском саду об экологических правилах поведения в селе
« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Экскурсия на пруд. Взятие проб воды.
Составление плана проекта о загрязнении водоёмов
Работа над мини-проектом «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Заповеди чистого села
Работа над мини- проектом «Каким я хочу видеть своё село?»
Конкурс мини- проектов «Каким я хочу видеть своё село?»
«Считаем, экономим, платим»
Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.
«По тропинкам родного края»
Эколого-краеведческая экскурсия
Фотовыставка «Природа родного края»
Экскурсия в заповедник виртуальная
Экскурсия в музей
Конкурс презентаций «Природа родного края»
Конкурс презентаций
Конкурс проектов «Проблемы родного края»
Экологические проблемы Мокшанского района. Как я могу помочь ?
3.Тематическое планирование
№
п/п

Наименование тем

Количество
часов

1

Введение

2ч

2

Природа – наш чудесный дом

13 ч

3

Ключ к здоровью

4ч

4

Я и мир вокруг

15 ч

Итого

34 ч

5

Приложение
«Утверждаю»
Директор школы: __________/Хохлова Т.В./

Календарно-тематическое планирование
«Природа и мы» 4 класс, 34 ч

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия

Дата по
плану

Введение (2 ч)
Вводное занятие .Мы – жители планеты Земля.
Экологические знания в пословицах, поговорках,
легендах
Природа – наш чудесный дом (13 ч)
Фенологические наблюдения «Осень в селе»
«По страницам лесной энциклопедии»
«Спасти природу»
Экопрактикум «Угадай гриб»
Экопрактикум «Ядовитые растения леса»
«Что даёт комнатное растение человеку?»
Исчезающие животные Пензенской области
Мир прудов, ручьев и речек
Мир прудов, ручьев и речек
Интеллектуальная викторина «Самый умный»
Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит
зиму?»
Живи, ёлочка!
Экологический марафон «Кормушка»
Ключ к здоровью (4 ч)
Я и моё здоровье
Я и моё здоровье

18 Я и моё здоровье
19 Учёба и здоровье
Я и мир вокруг (15 ч)
20 Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря
21 Какую воду мы пьем?
22 Водяной фильтр села
23 Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
24
25
26
27
28

Фенологические наблюдения «Весна в селе»
На лесных проталинках
Дискуссионный клуб «Знаю и хочу»
SOS- мастерская
« Человек и его деятельность – причина загрязнения
6

Дата по
факту

водоемов»
29
30
31
32

Заповеди чистого села
«Считаем, экономим, платим»
Экскурсия в заповедник виртуальная
«По тропинкам родного края»

33 Конкурс презентаций «Природа родного края»
34 Конкурс проектов «Проблемы родного края»

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».